20 июня 2020 года в Осетии отмечают День памяти жертв геноцида осетин, осуществленного «Грузинской демократической республикой».

Комитет государственной безопасности в рамках своей деятельности занимается сбором и изучением материалов, касающихся проводившейся грузинским руководством в 1920, 1989-1992, а также 2004-2008 г.г. политики государственного терроризма и целенаправленного уничтожения населения Республики Южная Осетия по этническому признаку.

КГБ уверен, что справедливое возмездие настигнет преступников, точно так же, как оно спустя десятки лет настигло многих нацистов, совершивших преступления против человечности в годы Великой Отечественной войны.

100 лет прошло с тех трагических событий, когда правительство Грузии направило части регулярной армии на истребление мирного населения Южной Осетии. В результате карательной операции было убито более 5 тысяч этнических осетин, десятки тысяч стали беженцами в Северную Осетию, тысячи людей погибли от голода и холода на высокогорных перевалах.

Геноцид — одно из тягчайших преступлений против человечности. Тем не менее, это беспрецедентное по жестокости преступление, совершенное сто лет назад грузинскими властями против осетин по этническому признаку, замалчивалось на протяжении всего советского периода. Впрочем, Грузия и сейчас продолжает попытки извратить историю, чтобы избежать ответственности за содеянное. Однако существуют неопровержимые факты, свидетельства многих очевидцев, официальные документы, архивные материалы, переписка исторических личностей, в том числе – грузин, многочисленные исторические исследования, художественные произведения классиков осетинской литературы, основанные на реальных событиях, скрыть которые невозможно.

Как отметил президент России В.В. Путин: «Все это хорошо бы знать сегодняшним грузинским властям и не забывать об этом», поскольку «это именно то, что сегодня называется геноцидом».

После развала Российской империи в 1917 году революционное движение охватило и Южную Осетию, которая являлась частью России с 1774 года. Грузия присоединилась к России уже после Осетии, в 1801 году, спасаясь от персидского и турецкого владычества. Россия проявляла благосклонность к грузинской знати во вновь образованных губерниях, что наихудшим образом отражалось на положении осетинского населения. Политическое бесправие целого народа, притесняемого грузинскими феодалами при поддержке царской администрации, привело к нарастанию протеста и формированию повстанческого движения в Южной Осетии, требовавшей самоопределения.

Советская власть в России, провозглашенная в результате социалистической революции, дала народам бывшей Российской империи право на самоопределение. Руководители национального движения стремились к объединению 100-тысячного населения Южной Осетии в одну национально-территориальную автономию, как и все кавказские народы, начавшие уже тогда процессы государственного строительства.

В самой же Грузии Национальный Совет, поддерживаемый западными странами, вел бывшую российскую губернию к другой цели – к независимости от России. В 1918 году была провозглашена «Грузинская демократическая республика». С этим фактом Южная Осетия никак не была связана, ни в правовом, ни в территориальном отношении, в политических процессах новоявленной «демократической» страны не участвовала и во главе с Осетинским Национальным Советом добивалась реализации права на самоопределение. Ответом на своеволие осетин стали карательные акции грузинского правительства, имевшие целью физическое устранение проблемы – уничтожение непокорного народа.

Первое наступление на повстанцев 25 мая 1920 года было отбито, основные силы грузинских захватчиков были разгромлены в поселке Дзау. К вечеру 7 июня остатки карательных отрядов были выбиты и из Цхинвала. 8 июня на массовом митинге в освобожденной столице Революционный Комитет провозгласил Советскую власть и объявил о присоединении к Советской России, дав четкий отпор претензиям грузинских властей на территорию Южной Осетии.

Сразу после этого меньшевистским националистическим правительством Грузии был дан приказ к началу широкомасштабного вооружённого вторжения в Южную Осетию. 12 июня 1920 года карательные отряды грузинской гвардии ворвались в Цхинвал, уничтожая людей в домах целыми семьями и на улицах города, не щадя ни детей, ни женщин, ни стариков. Были сожжены практически все осетинские села от Цхинвала до селения Рук. Немногие выжившие отступили в горы. Десятки тысяч осетин вынуждены были спасаться бегством. Свидетельством зверств карателей являются наблюдения и самих организаторов геноцида, в частности, Начальника штаба грузинской национальной гвардии, Валико Джугели, который, созерцая душераздирающие картины трагедии целого народа, сообщал о своих эстетических чувствах в дневнике: «Всюду вокруг нас горят осетинские деревни…Мы будем жестоки. Да, будем. Я со спокойной душой и чистой совестью смотрю на пепелище и клубы дыма… Я совершенно спокоен».

20 июня грузинские гвардейцы расстреляли все политическое руководство Южной Осетии — 13 коммунаров, захваченных в плен в Цхинвале. Вся карательная акция была направлена на уничтожение осетин по этническому признаку, изгнание их с исконных территорий. Варварская жестокость карателей, грабежи, насилие, захват имущества, сожженные села и посевы, все это преследовало цель посеять панический ужас среди местного населения, чтобы оно навсегда покинуло пределы Южной Осетии.«Грузинская Республика изгнала южных осетин и будет гнать их дальше в тот социалистический рай, куда они стремились. Как же мы можем оставить на своей земле народ, подлежащий уничтожению!», — писала грузинская газета «Эртоба».

В результате действий грузинских войск на территории Южной Осетии, погибло более 5 тысяч человек, из которых около 2 тысяч – дети. Десятки тысяч осетин стали беженцами. Спасая свои жизни, они были вынуждены покинуть Южную Осетию, перебираясь на север через высокогорные перевалы, где многие нашли мучительную смерть на опасных тропах от холода, голода и болезней. Были сожжены тысячи жилых домов и построек, десятки тысяч голов скота угнано, на места проживания осетин переселялись грузины из соседних районов Грузии. Эти потери невосполнимы для малочисленного осетинского народа.

С разгромом меньшевистского правительства Грузии в марте 1921 года в Южной Осетии была восстановлена советская власть. Большевистское руководство, в котором сильно было влияние прогрузинских представителей, включило Южную Осетию, едва выжившую после страшных событий геноцида, в состав Грузинской социалистической республики на правах автономной области. Советская Грузия всеми правдами стремилась не предавать огласке свидетельства преступлений против мирных жителей, совершенные грузинскими националистами по этническому признаку.

Однако с усилением процессов, ведущих к развалу Советского Союза в конце 1980-х годов реваншистские настроения в Грузии обнажились с новой силой, вернулись националистические лозунги начала 20-го века, снова звучали призывы к карательным походам против осетин с целью «очищения грузинской земли от инородного элемента».Опыт показал, что грузинские политики не учатся на ошибках своих предшественников. Многочисленные преступления против человечности, вновь совершенные руководством Грузии против народа Южной Осетии в 1989-1992, 2004 и 2008 годах в ходе неоднократной вооруженной агрессии, подтвердили их этническую направленность. Это объективная историческая правда, скрыть которую не удастся никому, и она должна стать предметом широкого международного обсуждения.

Согласно международному праву, истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам считается одним из тягчайших преступлений против человечества и квалифицируется как геноцид. События 1920 года в Южной Осетии, имевшие самые негативные последствия для осетин, безусловно, должны быть признаны международным сообществом, как факт целенаправленного истребления людей по этническому признаку правительством Грузии.

Организаторы и исполнители этих преступлений должны быть и будут наказаны, независимо от срока давности.